Маги
Субтильный персонаж с развевающимися шевелюрой, бородой и плащом стоит на пригорке и посылает болезненные заклинания во врагов, пока более физически развитые спутники не дают тем добраться до мага. Время от времени волшебник прикрывает раненого товарища полупрозрачным щитом, а на случай поражения у него готово заклинание-телепорт. Когда же противник будет повержен, старикан купит на свою долю сокровищ пару пыльных фолиантов в зловещих переплетах и проведет за ними все время до следующего приключения, выискивая новые и более эффективные способы одолеть ближнего своего с помощью магии.
Волшебники — такая же неотъемлемая часть классического фэнтези, как рыцари или драконы. В разных источниках можно встретить не похожие друг на друга системы магического искусства, но во главу угла большинства из них поставлена именно боевая магия. Несмотря на то, что по своему предназначению боевой маг почти ничем не отличается от рыцаря или стрелка, волшебство считается более «интеллектуальным» способом убивать, калечить и всячески устранять препятствия на пути к цели. Яркое воплощение лозунга «ум есть — силы не надо», идеал запуганных хулиганами двенадцатилетних отличников, боевой волшебник — фэнтезийное отражение американской мечты о «равенстве возможностей». О том, как чародей стал боевой единицей, какие качества необходимы ему для выживания и победы, что ему стоит записать в книгу заклинаний, — читайте на следующих страницах.
Самый известный из волшебников древности, Мерлин, был мудрецом и провидцем, а вовсе не любителем пошвырять огненные шары. Он знал прошлое и грядущее, мог дать дельный совет рыцарям Круглого стола или спрятать короля Артура от вражеских глаз, но в битве от Мерлина было мало толку.
Другие «исторические» чародеи также не специализировались в боевой области. Одни, вроде доктора Фауста или арабских волшебников, делали ставку на общение со сверхъестественными существами — от джиннов и демонов до Люцифера. Другие занимались астрологией или алхимией. Обыватели редко относились к чародеям лучше, чем с настороженностью, а вернее всего, считали их слугами темных сил. Приблизительно таких магов мы видим в произведениях предтеч фэнтези (например, у Роберта Говарда или Кларка Эштона Смита): книжных червей, обладающих извращенным умом и запретным знанием, которым самое место подле трона Злого Властелина, а не на передовой.
С появлением «Властелина Колец» эталонным магом фэнтези стал Гэндальф. Но если одни увидели в нем нечто среднее между мудрым Мерлином и сошедшим с небес ангелом, то другим сильнее всего запомнились огненные шары и схватка с Балрогом. Боевая составляющая магии Серого странника, далеко не самая значимая, зато зрелищная и практичная, нашла развитие в книгах продолжателей Толкина. Варгеймы и ролевые игры окончательно закрепили за фэнтезийными волшебниками репутацию бойцов магического фронта. Теперь уже сложно представить себе компьютерную РПГ или стратегию, в которой волшебство ограничивается ясновидением, демонологией или составлением чудодейственных снадобий.
Образ мага, такой очевидный и знакомый всем, кто увлекается фантастикой, выглядит непростой загадкой для любителя покопаться в истории популярных образов, узнать происхождение архетипов. Книжный маг совсем не похож на чародеев из народных сказок и эпосов, исторических трудов и отчетов антропологов. Занятия, которые современники называли магией, всегда были тесно связаны с религией, с духовным процессом. Исторический образ мага и чародея тысячами нитей связан родными для него обществом и эпохой. Скажем, в европейской культурной и религиозной традиции, человек, творящий чудеса - это либо святой, либо слуга дьявола. Все чудеса Христа, описанные в Евангелии, непременно находятся на вооружении магов книжных, но их описания как-то не вяжутся с образом Спасителя.
В то же время, образ книжного мага необыкновенно устойчив. От автора к автору, от книги к книге он уверенно воспроизводит свои основные черты. Все маги, описываемые в фантастике, настолько похожи друг на друга, что стоит прочитать две строчки или бросить один взгляд на экран, сразу понимаешь - это маг и никто иной. Не святой праведник и не слуга Сатаны, не шаман и не фокусник - узнавание моментально и безошибочно.
Среди огромного разнообразия черт и деталей, украшающих магов, как более или менее достоверных литературных героев, можно выделить одну основную, главную идею. Это предельная свобода и независимость мага. Все чудеса, творимые им на страницах книг, призваны к одному - защитить его индивидуальность, сделать его полным и единоличным хозяином самого себя. Магу не нужно государство, защищающее его от врагов - он в одиночку уничтожает армию губительными заклинаниями. Ему не требуется развитые транспорт и сельское хозяйство - он способен сотворить изысканные яства и усилием воли мгновенно перемещаться на любые расстояния. Маг не заинтересован в экономических успехах общества, ведь он владеет секретом получения золота. Наконец, его не беспокоит стыд из-за страданий, в которых проводят жизнь простые люди. Ведь он - маг, он не просто человек, пожалуй, он - сверхчеловек, проблемы и задачи которого возвышенны над убогой повседневностью профанов.
Тот-Амон Стигийский - Великий темный маг,верховный жрец Сета,со змеиною душою и черным сердцем.Он безумно кровожаден или,вернее,кровожаднн до безумия.Впрочим,это и не удивительно,у него была нелегкая судьба,завистливые маги продали его в рабство,но Тот-Амон сумел вернуться и вернуть себе власть.Его считают не человеком,а демоном в людском обличии.Те ритуалы,что Тот-Амон проводит в черных подземельях храмов Сета по истине ужасны и лишь демон способен выдержать такое и не утратить рассудок.
Саруман Белый - маг и майар ставший отступником.Его сила велика, но честолюбие и гордыня еще больше,не говоря уже о самолюбии.Однако,Саруман отнюдь не лишен элегантности,утонченности вкуса и привлекательности.А его ораторское искусство достигло совершенства.Кроме того,Саруман довольно продвинутый маг и ему не чужды технические новшества,генетические эксперементы и средства массовой информации.Вообщим,из него бы могло получится нечто до неприличия великолепное и до безобразия совершенное,если бы не поворот судьбы...
Гэндальф - Тот самый старый добрый Гэндальф.Кто ж его не знает? Его знают все.Кроме того,Гэндальфа еще и любят и уважают.Он прирожденный лидер,не так ли?В любой компании чувствует себя "как рыба в воде".Гэндальф добрый маг,владеющий немалой силой.Он самоотвержен,альтруистичн,щедр,но и не лишен чувства юмора.Гэндальф умен,но не любит этим хвастаться.В борьбе за добро он способны на многое,даже положить свою жизнь на алтарь победы.Что можно сказать? Гэндальф — само совершенство!
Медея - Волшебница,целительница и прорицательница.Медея дочь царя Колхиды — Ээта и богини магии Гекаты.Она мудра,прекрасна и имеете святой дар предвидения.Умеет исцелять,но бывает мстительна и неистова в гневе,словно фурия.Говорят,так же,что Медея способна оживлять мертвых и летать по небу.Она была страстно влюблена в героя Ясона,а так же была замужем за Эгеем и Ахиллом.Вся ее жизнь — борьба за любовь.
Мерлин - Великий волшебник,родившийся не от смертного мужа,но от духа свыше.Говорят,что он своим волшебством перенес в Британию громадные камни,известные ныне как Стоунхендж.Мерлин помог королю Артуру добыть чудесный меч Экскалибур,а так же совершил немало других подвигов.Его пророчества стоят в одном ряду с пророчествами Нострадамуса.А ныне Мерлин спит волшебным сном внутри холма,дожидаясь урочного срока.